Психология манипуляций.
Вступление
 
Цель этой работы показать какие возможны пути для достижения
совершенства в искусстве манипуляции, с какими проблемами можно
столкнуться в ходе освоения различных методик и техник психологии,
и к каким выводам можно прийти, освоив манипуляцию и выбрав для
себя свой путь в психологии. Надеюсь, что эта работа от части
поможет вам ознакомиться с существующими школами психологии и
сподвигнет на более тщательное изучение их программ.
 
Основная часть
 
Хотелось бы рассмотреть практическую пользу психологии и ее
возможности приложения на практике. Первое, на что я бы обратил
внимание - это отношение психолога к тому, с кем он работает.
Отношение к личности может быть как субьективным, так и обьективным.
Отношение как к обьекту подразумевает установку с ним личных отношений,
включение в его проблемы, что не всегда может быть полезным для
психолога. Для меня более правильным представляется отношение к
личности как к субьекту. C этим отношением я продемонстрирую как
может быть проведена психологическая консультация на основе НЛП.
Техники НЛП вообще позволяют решать проблемму не вникая в
ее суть. К примеру:
 
- у меня проблемма в отношениях с моим мужем
- и давно она вас мучает
- вот уже год как у меня пропали к нему чувства
- хорошо, давайте попробуем ее решить, Вы давно женаты?
- в течении двух лет
- а когда вы познакомились с мужем?
- это было за три месяца до свадьбы, мы отдыхали в горах ... он
сделал мне предложение ... о, это было прекрасно
*** легкое прикосновение к клиенту или щелчек пальцами в воздухе ***
- замечательно *** первый якорь поставлен ***, расскажите о самом
романтичном свидании
- м..., как-то летом, три дня подряд лил дождь, было жутко скучно и
в этот момент позвонил он ... мы жутко промокли но были счастливы
*** легкое прикосновение к клиенту или щелчек пальцами в воздухе,
закрепляем якорь ***
- замечательно, каким было ваше чувство?
- о, оно как стрела, пронзившая мое сердце
*** еще один якорь ***
- замечательно, а теперь представьте себе вашу проблему с мужем в
каком либо обличии
- как?
- включите свое воображение, к примеру каких животных вы больше
всего не любите?
- крыс, особенно белых
- вот и представьте что ваша проблема - белая крыса
- представила
- ваша проблема растет с каждым днем
- да
- предсавьте как крыса увеличивается в размерах
- мне страшно, я ее боюсь
- тогда представьте что она надувается как воздушный шарик,
становится толстой, неуклюжей и смешной, представили?
- да
- а теперь возьмите ваше чувство - стрелу поразившую ваше сердце и
проткните крысу, как воздушный шарик, она лопнет
*** запускаем якорь ***
- лопнула
- да разлетелась на мелкие кусочки
*** проверка на экологичнось ***
- а если прийдет новая крыса
- я проткну ее стрелой
*** запускаем якорь ***
- вот видите, у Вас все получилось
 
Психологу НЛП, совершенно не нужно знать, что за проблема у девушки
с мужем, почему она его разлюбила, он по другому работает. Всегда
ли этот вариант сработает - не всегда. Здесь уже нужно смотреть по
обстоятельствам, на то, как поведет себя девушка, к чему она
восприимчива. Мастер НЛП может работать с чем угодно - девушке
нужно шаманство - он будет шаманить, ей нужен психоанализ по Фрейду
- мастер НЛП проведет психоанализ, используя имеющийся у него набор
техник.
 
На что еще следует обратить внимание - на каком канале субьект
воспринимает информацию. Существуют, так называемые, сенсорные
предпочтения: визуальный тип, аудиальный тип и кинестетический тип.
Как его выделить в субьекте? - по предикатам наиболее часто
используемым в речи. Визуальный тип будет говорить: при ближайшем
рассмотрении..., давайте взглянем на это с другой стороны...,
прольем свет на эту проблему..., я вижу что вы имеете в виду...;
аудиальный тип использует фразы: пропустил мимо ушей..., по правде
говоря..., словом ... он сделал...; кинестетический тип употребит
выражения: убийственный аргумент..., задом чувствую..., погодите
секунду..., и пальцем не пошевелю ради... Так же направление
движения глаз, в ходе разговора, может указать к какому типу
относится субьект. Соответственно, на каком канале человек
воспринимает информацию, на том канале и следует ему ее давать,
восприятие возрастает многократно. В связи с этим *** якори ***,
приводимые в примере должны ставиться с учетом сенсорных
предпочтений субьекта. При использовании техник НЛП не лишним
будет и грамотное взаимодействие с субьектом на невербальном
уровне. Важно, чтобы информация, которую вы передаете субьекту
словами - полностью соответствовала вашим жестам, то есть вы
должны быть полностью конгруентны. Вы не должны использовать
закрытых позиций, проявлять агрессивного настроя или сексуальной
заинтересованности в своих движениях. Все это может поставить
барьер между вами и субьектом. Наоборот, вы должны использовать,
жесты распологающие к общению. Можно сначала отзеркаливать,
жесты субьекта, а потом, мягко, навязать ему открытую позицию и
доброжелательную жестикуляцию. Так же наблюдая за жестами человека,
можно выявить его сенсорные предпочтения.
 
Второй вариант решения ситуации, наиболее близкий мне - это гипноз,
особенно, если учесть, что НЛП как набор техник, ведет свое
происхождение и от гипноза. Здесь важно, чтобы девушка полностью
доверяла психологу, была восприимчива к гипнозу и не имела
противопоказаний к гипнозу. Психолог не может воздействовать
непосредственно на мужа девушки (в рассматриваемой ситуации) - это
уже относится к эзотерическим наукам, которые в данной работе я
рассматривать не буду, а вот воздействовать на девушку на
подсознательном уровне представляется весьма эффективным и имеющим в
случае успеха длительное влияние. Для устойчивости влияния необходимо
провести несколько сеансов гипноза, что потребует некоторого времени,
но если нужен качественный результат - игра стоит свечь. Стоит заметить
что в данной ситуации отношения уже складываются по схеме психолог -
обьект. Для начала имеет смысл провести вводное упражнение, позволяющее
определить восприимчивость обьекта к гипнозу.
 
Я приведу здесь текст первого гипнотического сеанса, а потом
обращу внимание на некоторые моменты. Первый сеанс гипноза лучше
сделать вступительным и не давать субьекту ни каких внушений.

 
Необходимо установить рапорт с обьектом, определить степень его
восприимчивости, посмотреть как быстро он входит в гипнотическое
состояние, и на сколько оно глубокое. Обьект должен понять, что гипноз
это такое же естественное состояние, как и все другое, что происходит
с ним в жизни. Второй сеанс должен иметь то же вступление и
заключительную часть, а вот в середине сеанса необходимо провести
корткое, четко сформулированное внушение. Во время проведения внушения
необходимо, чтобы внимание обьекта, было полностью переключено с
внешнего восприятия, на внутренне, он не должен отвлекаться как на
внешние шумы, так и на собственные мысли, его восприятие должно быть
сужено и он должен воспринимать только ваши слова. Так же будут
необходимы еще два сеанса (если это позволяют возможности), для
закрепления результата. Вообще к гипнозу восприимчивы 99% людей,
просто в большей или меньшей степени, и все зависит от времени
потраченного на сеансы. Как сказал один мой знакомый звукорежисер -
после пятисот эфиров, любая песня становится хитом. Здесь тот же
эффект.
 
Каким способом можно еще воздействовать на личность? Можно - шоком,
вызвать очень сильную эмоцию и на фоне ее дать поверхностное внушение,
шансы, что данный метод сработает пятьдесят на пятьдесят. Можно
изменить жизненные ценности личности, но тогда нужно менять всю
систему ценностей полностью - наиболее для этого подходит дианетика.
Это идеальная система обучения, четко работающий механизм по снесению
человеку крыши и налаживанию ему новой, но если дианетика не сможет
изменить человека, то сама измениться она не сможет. Хотя у меня есть
примеры Саентологов, которые с их взглядами на жизнь довольно успешно
взаимодействуют с окружающими.
 
Путь относиться к личности, как к обьекту более сложен. Здесь вам
прийдется работать в одной связке с человеком, осознать все его
мотивы и поступки. Необходимо будет менять принципы и установки
личности и на это есть масса способов, к примеру психологические
тренинги, но к сожалению очень не многие способны закрепить свои
достижения в духовном росте, и люди скатываются к прежним привычкам,
ощущениям, принципам.
 
В любом случае психолог это манипулятор. Манипуляции с людьми можно
разделить на четыре варианта по ее направленности: в целях личности
или в целях психолога, а так же по уровню: умелая и неумелая. Все
люди манипулируют друг другом, но так как в большинстве своем делают
это не умело, то не имеют результатов и имеют кучу житейских проблем
друг с другом. Настоящие психологи практики манипулируют умело, в
зависимости от своих целей: менеджер по продажам, к примеру манипулирует
и пользуется психологией в целях личной выгоды, и я не вижу в этом ни
чего плохого, психолог манипулирует личностью, чтобы изменить его
отношение к жизни и в последующем его жизнь. Можно изменить жизнь
человека проводя с ним беседы и наталкивая его на мысли, что так
проще вести себя в такой то ситуации, что изменив свое отношение к
таким то вещам жизнь станет интереснее и будет приносить радость, но
для психолога, путь к изменению личности гораздо короче через
манипуляцию. А потом уже можно и подтягивать уровень сознания человека.
 
Теперь о тренингах, как о методе воздействия на личность.
Участвующие в тренинговой группе получают классное времяпровождение,
избавляются от массы комплексов, учатся работать в команде, некоторые
меняют свою личность, но ведущий получает пользы гораздо больше. Он
оттачивает свое искусство манипулирования, он учится держать внимание
аудитории и самое главное управлять ими. А научившись управлять
группой людей, что несомненно легче, так как присутствует эффект
толпы и с подачи ведущего уже вся группа принуждает своих членов к
выполнению чего либо, психолог переходит к прямой манипуляции
отдельными личностями. Если же психолог плохой манипулятор, то группы
не будет, она распадется и надобность в занятиях исчезнет. Можно
заметить, что все учителя долго работающие в школе становятся или
психами, которых нужно лечить и в конце концов уходят из школы, или
психолагами, способными манипулировать, как группой людей, так и
отдельными личностями. Учителя, не способные манипулировать классом,
обрекают учеников на отсутствие знаний, так как те будут заниматься
на уроке, чем угодно, только не предметом, и наоборот даже если
ученик не интересуется каким то предметом, то базовые знания в него
можно вложить при помощи различных методик психологии.
 
Заключение
 
Другой вопрос что обладая данными навыками в манипуляции людьми
психолог должен задуматься и о своем духовном росте. Часто бывает так,
что достигнув уровня, когда чувствуешь себя комфортно среди людей,
можешь управлять ими и добиваться от них определенных результатов,
психолог останавливает свой духовный рост. Добиться того чтобы
окружающим тебя людям было с тобой комфортно, чтобы они не напрягались
от твоей просветленности и стремились брать пример с тебя гораздо
сложнее. Возвращаясь к тренингам - у Николая Козлова есть тренинги
"Трудные игры" и "Дистанция", так вот на первом цикле тренингов люди
избавляются от комплексов, меняют свое отношение к окружающему миру и
чувствуют себя легко и уверенно в любой ситуации, а вот на "Дистанции",
когда требуется менять себя многие сходят с трассы и скатываются
обратно к тому что было. Так научиться влиять на людей можно и для
этого существует масса школ в психологии, а научится влиять на себя
это уже гораздо сложней. Здесь уже только знаний психологии будет не
достаточно, прийдется подключать и философию.
 

главная

 
 
 
Hosted by uCoz