Психология манипуляций. |
Вступление Цель этой работы показать какие возможны пути для достижения совершенства в искусстве манипуляции, с какими проблемами можно столкнуться в ходе освоения различных методик и техник психологии, и к каким выводам можно прийти, освоив манипуляцию и выбрав для себя свой путь в психологии. Надеюсь, что эта работа от части поможет вам ознакомиться с существующими школами психологии и сподвигнет на более тщательное изучение их программ. Основная часть Хотелось бы рассмотреть практическую пользу психологии и ее возможности приложения на практике. Первое, на что я бы обратил внимание - это отношение психолога к тому, с кем он работает. Отношение к личности может быть как субьективным, так и обьективным. Отношение как к обьекту подразумевает установку с ним личных отношений, включение в его проблемы, что не всегда может быть полезным для психолога. Для меня более правильным представляется отношение к личности как к субьекту. C этим отношением я продемонстрирую как может быть проведена психологическая консультация на основе НЛП. Техники НЛП вообще позволяют решать проблемму не вникая в ее суть. К примеру: - у меня проблемма в отношениях с моим мужем - и давно она вас мучает - вот уже год как у меня пропали к нему чувства - хорошо, давайте попробуем ее решить, Вы давно женаты? - в течении двух лет - а когда вы познакомились с мужем? - это было за три месяца до свадьбы, мы отдыхали в горах ... он сделал мне предложение ... о, это было прекрасно *** легкое прикосновение к клиенту или щелчек пальцами в воздухе *** - замечательно *** первый якорь поставлен ***, расскажите о самом романтичном свидании - м..., как-то летом, три дня подряд лил дождь, было жутко скучно и в этот момент позвонил он ... мы жутко промокли но были счастливы *** легкое прикосновение к клиенту или щелчек пальцами в воздухе, закрепляем якорь *** - замечательно, каким было ваше чувство? - о, оно как стрела, пронзившая мое сердце *** еще один якорь *** - замечательно, а теперь представьте себе вашу проблему с мужем в каком либо обличии - как? - включите свое воображение, к примеру каких животных вы больше всего не любите? - крыс, особенно белых - вот и представьте что ваша проблема - белая крыса - представила - ваша проблема растет с каждым днем - да - предсавьте как крыса увеличивается в размерах - мне страшно, я ее боюсь - тогда представьте что она надувается как воздушный шарик, становится толстой, неуклюжей и смешной, представили? - да - а теперь возьмите ваше чувство - стрелу поразившую ваше сердце и проткните крысу, как воздушный шарик, она лопнет *** запускаем якорь *** - лопнула - да разлетелась на мелкие кусочки *** проверка на экологичнось *** - а если прийдет новая крыса - я проткну ее стрелой *** запускаем якорь *** - вот видите, у Вас все получилось Психологу НЛП, совершенно не нужно знать, что за проблема у девушки с мужем, почему она его разлюбила, он по другому работает. Всегда ли этот вариант сработает - не всегда. Здесь уже нужно смотреть по обстоятельствам, на то, как поведет себя девушка, к чему она восприимчива. Мастер НЛП может работать с чем угодно - девушке нужно шаманство - он будет шаманить, ей нужен психоанализ по Фрейду - мастер НЛП проведет психоанализ, используя имеющийся у него набор техник. На что еще следует обратить внимание - на каком канале субьект воспринимает информацию. Существуют, так называемые, сенсорные предпочтения: визуальный тип, аудиальный тип и кинестетический тип. Как его выделить в субьекте? - по предикатам наиболее часто используемым в речи. Визуальный тип будет говорить: при ближайшем рассмотрении..., давайте взглянем на это с другой стороны..., прольем свет на эту проблему..., я вижу что вы имеете в виду...; аудиальный тип использует фразы: пропустил мимо ушей..., по правде говоря..., словом ... он сделал...; кинестетический тип употребит выражения: убийственный аргумент..., задом чувствую..., погодите секунду..., и пальцем не пошевелю ради... Так же направление движения глаз, в ходе разговора, может указать к какому типу относится субьект. Соответственно, на каком канале человек воспринимает информацию, на том канале и следует ему ее давать, восприятие возрастает многократно. В связи с этим *** якори ***, приводимые в примере должны ставиться с учетом сенсорных предпочтений субьекта. При использовании техник НЛП не лишним будет и грамотное взаимодействие с субьектом на невербальном уровне. Важно, чтобы информация, которую вы передаете субьекту словами - полностью соответствовала вашим жестам, то есть вы должны быть полностью конгруентны. Вы не должны использовать закрытых позиций, проявлять агрессивного настроя или сексуальной заинтересованности в своих движениях. Все это может поставить барьер между вами и субьектом. Наоборот, вы должны использовать, жесты распологающие к общению. Можно сначала отзеркаливать, жесты субьекта, а потом, мягко, навязать ему открытую позицию и доброжелательную жестикуляцию. Так же наблюдая за жестами человека, можно выявить его сенсорные предпочтения. Второй вариант решения ситуации, наиболее близкий мне - это гипноз, особенно, если учесть, что НЛП как набор техник, ведет свое происхождение и от гипноза. Здесь важно, чтобы девушка полностью доверяла психологу, была восприимчива к гипнозу и не имела противопоказаний к гипнозу. Психолог не может воздействовать непосредственно на мужа девушки (в рассматриваемой ситуации) - это уже относится к эзотерическим наукам, которые в данной работе я рассматривать не буду, а вот воздействовать на девушку на подсознательном уровне представляется весьма эффективным и имеющим в случае успеха длительное влияние. Для устойчивости влияния необходимо провести несколько сеансов гипноза, что потребует некоторого времени, но если нужен качественный результат - игра стоит свечь. Стоит заметить что в данной ситуации отношения уже складываются по схеме психолог - обьект. Для начала имеет смысл провести вводное упражнение, позволяющее определить восприимчивость обьекта к гипнозу. Я приведу здесь текст первого гипнотического сеанса, а потом обращу внимание на некоторые моменты. Первый сеанс гипноза лучше сделать вступительным и не давать субьекту ни каких внушений. Необходимо установить рапорт с обьектом, определить степень его восприимчивости, посмотреть как быстро он входит в гипнотическое состояние, и на сколько оно глубокое. Обьект должен понять, что гипноз это такое же естественное состояние, как и все другое, что происходит с ним в жизни. Второй сеанс должен иметь то же вступление и заключительную часть, а вот в середине сеанса необходимо провести корткое, четко сформулированное внушение. Во время проведения внушения необходимо, чтобы внимание обьекта, было полностью переключено с внешнего восприятия, на внутренне, он не должен отвлекаться как на внешние шумы, так и на собственные мысли, его восприятие должно быть сужено и он должен воспринимать только ваши слова. Так же будут необходимы еще два сеанса (если это позволяют возможности), для закрепления результата. Вообще к гипнозу восприимчивы 99% людей, просто в большей или меньшей степени, и все зависит от времени потраченного на сеансы. Как сказал один мой знакомый звукорежисер - после пятисот эфиров, любая песня становится хитом. Здесь тот же эффект. Каким способом можно еще воздействовать на личность? Можно - шоком, вызвать очень сильную эмоцию и на фоне ее дать поверхностное внушение, шансы, что данный метод сработает пятьдесят на пятьдесят. Можно изменить жизненные ценности личности, но тогда нужно менять всю систему ценностей полностью - наиболее для этого подходит дианетика. Это идеальная система обучения, четко работающий механизм по снесению человеку крыши и налаживанию ему новой, но если дианетика не сможет изменить человека, то сама измениться она не сможет. Хотя у меня есть примеры Саентологов, которые с их взглядами на жизнь довольно успешно взаимодействуют с окружающими. Путь относиться к личности, как к обьекту более сложен. Здесь вам прийдется работать в одной связке с человеком, осознать все его мотивы и поступки. Необходимо будет менять принципы и установки личности и на это есть масса способов, к примеру психологические тренинги, но к сожалению очень не многие способны закрепить свои достижения в духовном росте, и люди скатываются к прежним привычкам, ощущениям, принципам. В любом случае психолог это манипулятор. Манипуляции с людьми можно разделить на четыре варианта по ее направленности: в целях личности или в целях психолога, а так же по уровню: умелая и неумелая. Все люди манипулируют друг другом, но так как в большинстве своем делают это не умело, то не имеют результатов и имеют кучу житейских проблем друг с другом. Настоящие психологи практики манипулируют умело, в зависимости от своих целей: менеджер по продажам, к примеру манипулирует и пользуется психологией в целях личной выгоды, и я не вижу в этом ни чего плохого, психолог манипулирует личностью, чтобы изменить его отношение к жизни и в последующем его жизнь. Можно изменить жизнь человека проводя с ним беседы и наталкивая его на мысли, что так проще вести себя в такой то ситуации, что изменив свое отношение к таким то вещам жизнь станет интереснее и будет приносить радость, но для психолога, путь к изменению личности гораздо короче через манипуляцию. А потом уже можно и подтягивать уровень сознания человека. Теперь о тренингах, как о методе воздействия на личность. Участвующие в тренинговой группе получают классное времяпровождение, избавляются от массы комплексов, учатся работать в команде, некоторые меняют свою личность, но ведущий получает пользы гораздо больше. Он оттачивает свое искусство манипулирования, он учится держать внимание аудитории и самое главное управлять ими. А научившись управлять группой людей, что несомненно легче, так как присутствует эффект толпы и с подачи ведущего уже вся группа принуждает своих членов к выполнению чего либо, психолог переходит к прямой манипуляции отдельными личностями. Если же психолог плохой манипулятор, то группы не будет, она распадется и надобность в занятиях исчезнет. Можно заметить, что все учителя долго работающие в школе становятся или психами, которых нужно лечить и в конце концов уходят из школы, или психолагами, способными манипулировать, как группой людей, так и отдельными личностями. Учителя, не способные манипулировать классом, обрекают учеников на отсутствие знаний, так как те будут заниматься на уроке, чем угодно, только не предметом, и наоборот даже если ученик не интересуется каким то предметом, то базовые знания в него можно вложить при помощи различных методик психологии. Заключение Другой вопрос что обладая данными навыками в манипуляции людьми психолог должен задуматься и о своем духовном росте. Часто бывает так, что достигнув уровня, когда чувствуешь себя комфортно среди людей, можешь управлять ими и добиваться от них определенных результатов, психолог останавливает свой духовный рост. Добиться того чтобы окружающим тебя людям было с тобой комфортно, чтобы они не напрягались от твоей просветленности и стремились брать пример с тебя гораздо сложнее. Возвращаясь к тренингам - у Николая Козлова есть тренинги "Трудные игры" и "Дистанция", так вот на первом цикле тренингов люди избавляются от комплексов, меняют свое отношение к окружающему миру и чувствуют себя легко и уверенно в любой ситуации, а вот на "Дистанции", когда требуется менять себя многие сходят с трассы и скатываются обратно к тому что было. Так научиться влиять на людей можно и для этого существует масса школ в психологии, а научится влиять на себя это уже гораздо сложней. Здесь уже только знаний психологии будет не достаточно, прийдется подключать и философию. главная |